Сын фермера, не получивший полноценного образования, Форд смог добиться того, что миллионы автомобилей по всему миру носят на себе четыре буквы его фамилии. Есть ли еще что-то, чего мы не знаем о человеке, первым доказавшем, что автомобиль можно собрать не за годы, а за 98 минут?
Коллекция Генри Форда насчитывала 161 патент, а сам он не верил в необходимость найма профессиональных бухгалтеров. Построенная им огромная компания ни разу не подвергалась аудиторской проверке при жизни основателя – нога первого аудитора вступила в Ford Motor Company только во время «правления» его внука Генри Форда II.
![]() |
Генри Форд и «Модель Т» |
В 1918 году Генри Форд едва не стал сенатором и в тот же период начал публиковать в газете The Dearborn Independent антисемитские статьи, включая нашумевшие «Протоколы сионских мудрецов». Впоследствии от подобных правых суждений великий изобретатель отказался:
«Как человек чести я считаю своим долгом принести извинения за все дурные поступки, совершенные мною в отношении евреев, моих сограждан и братьев, и прошу у них прощения за тот вред, который я причинил им безо всякой на то причины. Я отрекаюсь от обидных обвинений в их адрес, поскольку в действиях моих была ложь, а также даю полную гарантию, что отныне они могут ждать от меня только проявление дружбы и доброй воли. Не говоря уже о том, что памфлеты, которые распространялись в США и за рубежом, будут изъяты из обращения».
Чтобы противодействовать распространению джаза, Форд устраивал вечера старинных танцев, а на Рождество наряжался Санта-Клаусом и катал соседских ребятишек на санках в своем имении.
Особенно гордостью промышленника было знакомство с Томасом Эдисоном. По поручению Форда последний выдох создателя первого фонографа и электрического стула был помещен в пробирку, которую и ныне можно увидеть в Музее Генри Форда в городе Диарборн штата Мичиган.
Очевидно, в жизни человека, чью фамилию мы каждый день видим на дорогах Москвы и Лондона, Парижа и Сиднея, Вашингтона и Оттавы, есть и много других неизвестных широкому кругу людей фактов. Но хочется вам пожелать, чтобы за «Кораблем мира» и костюмом Санта-Клауса мы могли рассмотреть человека, сделавшего автомобиль (изобретенный, кстати, не Фордом, а Карлом Бенцем) массовым средством передвижения и избавившего благодаря идее применения конвейера на сборочной линии (а линию, опять же, создал не он, а Рэнсом Олдс) миллионы людей от тяжелого физического труда.